Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Личности

Дауров Аслан Алиевич (1940—1999)

Материал взят с сайта kabbalk.ru

Композитор, педагог, дирижер, публицист, фольклорист, музыкально-общественный деятель Аслан Дауров родился 24 июля 1940 года в ауле Хабез Карачаево-Черкесии. С ранних лет он окунулся в мир адыгских преданий, сказаний о нартах. Он общался с народными певцами и музыкантами.

Познавал национальные обряды адыгов, видел национальные пляски и замечательную джигитовку во время свадеб.

В 1957 году, когда отмечалось 400-летие вхождения Черкесии в состав России, Аслан Дауров в составе делегации деятелей культуры и искусства Карачаево-Черкесии впервые побывал в Москве. Увиденное и услышанное им тогда в столице пробудило в нем желание стать профессиональным музыкантом. А встреча и беседа с известным композитором того времени В.И. Мурадели окончательно утвердила в нем желание стать композитором.

Это и привело Даурова в Ставропольское музыкальное училище, которое он окончил в 1963 году. Вначале он учился по классу трубы, а затем перешел в класс хорового дирижирования.

В годы учёбы в музыкальном училище Аслан, наряду с хоровым дирижированием, пробует свои силы в области сочинительства. Первые песни начинающего композитора записываются на радио и сразу же привлекают внимание слушателей.

Первые успешные шаги в области композиции окрыляют студента музыкального училища Аслана Даурова, и он начинает активно создавать песни для программы национального студенческого ансамбля, которым сам руководит.

Работая с этим ансамблем и создавая для него репертуар, А. Дауров изучает особенности музыкального фольклора народов Северного Кавказа, которые впоследствии он мастерски использовал в своих сочинениях, творчески вкрапливая их в свои произведения, тем самым привнося в них дыхание, красоту величественного Кавказа и его многоликий музыкальный язык.

Первые песни, марши на черкесские темы для духового оркестра, фантазия об Эльбрусе и другие произведения подтвердили незаурядный талант молодого музыканта. Педагоги и товарищи по училищу советуют Аслану Даурову продолжить учебу в консерватории.

Аслан Алиевич сдает документы для поступления в знаменитую Московскую государственную консерваторию. И поступает, сдав успешно все экзамены. Он начинает учиться по классу хорового дирижирования» а затем переходит в класс композиции к известному композитору В.Г. Фере.

Молодому музыканту посчастливилось бывать на уроках и концертах видных музыкантов — Г.Г. Нейгауза, М.Л. Растроповича. Он общался с преподававшим тогда в консерватории выдающимся композитором Р.К. Щедриным. Ему довелось учиться вместе со ставшими ныне известными композиторами К. Волковым, О. Галаховым, В. Калистратовым, Ш. Чалаевым, Г. Гладковым, М. Дунаевским, А. Рыбниковым. Аслан Дауров занимался у блестящих педагогов-музыкантов, композиторов Н.П. Ракова, В. Г. Агафонникова, Ю.Н. Холопова и других.

Влияние замечательных музыкантов на духовное и художественное становление Аслана Даурова было огромным. Он формировался как композитор на солидной основе русской композиторской школы.

В годы учебы в консерватории Аслан Алиевич активно работал в области композиции. Им были написаны вокальные и инструментальные сочинения. Он обработал множество народных песен. Удивительная деталь — почти все, что написано А. Дауровым в консерватории, было исполнено. А исполнителями являлись виднейшие музыканты и художественные коллективы, такие, как лауреаты международных конкурсов скрипач В. Пикайзен, флейтист А. Корнеев виолончелист М. Майский, знаменитая камерная певица Н. Дорлиак, народный артист СССР А. Ведерников и другие. Высокую оценку получила в исполнении В. Пикайзена «Черкесская рапсодия» для скрипки с оркестром. Она была записана для фонотеки Всесоюзного радио.

Мастерство, взыскательность, превосходный художественный вкус молодого композитора Аслана Даурова слушатели во всей мере оценили после того, как познакомились с его хоровым циклом «Пять горских песен». В цикл включены карачаевская, кабардинская, осетинская и грузинская народные песни. Контрастный характер каждой песни по отношению к другой, филигранная их обработка, звучание этих песен в народной традиции, их удивительная чистота, точная хоровая фактура — все это принесло хоровому циклу видное место в адыгской национальной хоровой культуре.

Цикл А. Даурова включают в репертуар Московского Государственного хора, который возглавлял большой мастер хорового искусства В.Г. Соколов, и на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов ему присуждается третье место.

Председателем жюри этого конкурса был выдающийся композитор современности Г.В. Свиридов. Он, будучи очень скупым на похвалу, после того, как услышал хоровой цикл А. Даурова, сказал: «Песни Аслана Даурова чистые и благоуханные...» Это, конечно же, честь для молодого композитора получить такую высокую оценку от маститого, всемирно известного мастера.

Аслан Дауров был принят в члены Союза композиторов еще до окончания консерватории. Такой случай — редчайшее явление.

Годы учебы в Московской консерватории остались позади, и Аслан Алиевич вернулся в родной край. Он становится директором музыкального училища в г. Черкесске.

В 70—80е годы Аслан Дауров — в зените творческого вдохновения. Он пишет симфонические, вокальные, инструментальные сочинения, которые прекрасными страницами вошли в адыгскую музыкальную культуру, да и в Общероссийскую многонациональную музыку. Среди них 1-я симфония «Адыги», «Горский концерт для фортепиано с оркестром», концерт для виолончели с оркестром, соната для флейты, широко популярные «Горские симфонические танцы»,

которые многие годы являются украшением репертуара нашего симфонического оркестра.

В 1989 году Аслан Алиевич создает кантату «Аульные песни». По своему художественному воздействию это произведение является одной из вершин в адыгской музыке этого жанра. Особенно трагично звучит одна из частей кантаты: «Дорога на Истамбул», где музыка достигает высокого накала по эмоциональному воздействию на слушателей. Эта часть раскрывает трагедию, безысходность адыгов, которых насильственно выселяют из родных мест. Сколько горя, слез, мольбы в музыке Аслана Даурова, ставшей своего рода памятником сотням тысячам адыгов, которые погибли на дорогах изгнания.

Аслан Дауров стал одним из самых ярких композиторов-песенников среди адыгских авторов. Его песни «Адыгэ нэмыс», «Саратина», «Увези ты меня при луне», «Когда узнаешь ты» и многие другие широко популярны в Черкесии, Кабарде, Адыгее, Абхазии да и по всему Кавказу.

Аслан Алиевич был творчески связан с Кайсыном Кулиевым, другими поэтами Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи. На их слова композитором написано много замечательных песен, которые широко известны. К. Кулиев назвал А. Даурова «выдающимся горским композитором».

В чем же привлекательность музыки этого талантливого композитора? Прежде всего это национальная почвенность музыки, ясность, демократизм музыкального языка, эмоциональность и динамизм,, красота мелодии я гармонии, образность и в то же время большая глубина и тонкость. Не случайно известный петербургский композитор Борис Тищенко обратил внимание на то, что «кажущаяся на первый взгляд простота музыки А. Даурова таит в себе и большие сложности, и также тонкости, которые невооруженным глазом не увидишь...».

Аслана Даурова слушатели всегда тепло принимали. Его авторские концерты проходили в Москве » Колонном зале, в Сухуми, в Нальчике, на Кавказских Минеральных Водах, во Владикавказе, Ставрополе» Майкопе, Черкесске и в других городах. Выпущено несколько грампластинок с произведениями Аслана Даурова в Москве и Тбилиси.

В творчестве А.А. Даурова тема Кабардино-Балкарии занимает ведущее место.

За большой вклад в многонациональную музыкальную культуру Аслану Даурову присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Народной артист КБР», «Заслуженный деятель искусств Абхазии». В 1990 году ему присуждена Государственная премия Российской Федерации.

Аслан Дауров — автор Гимна Карачаево-Черкесской Республики, а также Гимна Международной Черкесской Ассоциации.

Творчество Аслана Алиевича Даурова, скончавшегося 8 марта 1999 года, является золотой страницей в общеадыгской музыкальной культуре.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АСЛАНА АЛИЕВИЧА ДАУРОВА

  • Симфонические произведения
  • Симфония № 1. 1976 г.
  • «Горская рапсодия» для фортепиано, с оркестром. 1979 г.
  • «Черкесская рапсодия» для фортепиано с оркестром. 1980 г.
  • Кабардинский детский концерт для фортепиано с оркестром. 1978 г.
  • Чечено-ингушские эскизы для виолончели с оркестром. 1984 г.
  • «Адыгейская праздничная увертюра». 1986 г.
  • Концертная лезгинка «Исламей». 1976 г.
  • «Горские симфонические танцы». 1983 г.
  • Симфоническая картина «Горы и люди». 1996 г.
  • Кантатно-ораториалъные жанры
  • «Горская поэма о Ленине», оратория. Сл. К. Кулиева. 1970 г.
  • «Карачаево-Черкесия моя», кантата. 1967 г. «Аульные песни», кантата. 1989 г. «Адыгские девичьи песни». 1989 г.
  • Камерно-инструментальная музыка
  • Четыре пьесы для фортепиано. 1970 г.
  • Соната для флейты и фортепиано (на адыгские темы). 1966 г.
  • Детские пьесы для фортепиано. 1978 г.
  • Три адыгские песни для струнного квартета. 1970 г.

 

Хоровая музыка

  • Пять горских песен для хора. Без сопровождения.
  • 1968 г.
  • Обработка детских народных песен для хора.
  • 1992 г.
  • Изданы:
  • Пять горских песен (г. Москва).
  • Концертная лезгинка «Исламей».
  • «Черкесская рапсодия» для скрипки с оркестром.
  • Пьесы для фортепиано.
  • Три сборника песен.


Хавпачев Х.Х.
Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Эльбрус, 1999 г.

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 6603 | Рейтинг: 0.0 |

Top left design element
Top right design element