Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Личности

Пачев Бекмурза Машевич (1854-1936)
Материал взят с сайта kabbalk.ru

В раннем детстве лишился матери. Мать его, урожденная Слонова, состояла в тесном родстве с княжеским родом Хуамурзиных. Его дед по отцу Асланбек-Хаджи Гогноко был весьма образованным человеком для своего времени (существует предположение, что он учился в одной из арабских стран). Ве­роятно, благодаря ему любознательный мальчик овладел арабской грамотой; отец отдал сына для обучения односельчани­ну Мисосту Тлянчеву, который в свое вре­мя учился в Петербурге, был человеком широко образованным и интересным. Оче­видно, Тлянчев обучил подростка русско­му языку, письму и чтению, повлиял на его мировоззрение. Позже учителями П. были Ляша Агноко, Исмаил Клишбиев, Пинчук Сижажев. Отношения с Тлянчевым же переросли в большую дружбу. П. на­зывает его «другом лучшим» в первом же поэтическом произведении «Как Бекмурза собирался жениться».

К 18 годам П. решил жениться на доче­ри уорка Меланибова Быце. Однако пред­ложение было встречено отказом. Неизве­стно, что действительно явилось причиной этого, возможно то, что при всей родови­тости, П. был из «обедневших». По край­ней мере, сам поэт подтверждает именно эту версию: «Я был беден, а она из бога­теньких... И когда я посватался, мне отка­зали, дав понять, что я не пара для такой красавицы. С горя пошел на кладбище, лег на чью-то могилу и уснул... Сколько спал, не помню, а когда проснулся,- сразу по­чувствовал себя гегуако и сложил такие стихи: «Вы отказали мне в руке своей до­чери / Не через то, что я не красавец-джи­гит, / Но другая здесь причина, другая», / Вы - богачи, а я - бедняк / Ну, что же, пус­кай, я бедняк» {П. Максимов: Поэты Кабарды и Балкарии // На подъеме Ростов н /Д. 1933. №6, 7.

Тогда молодой П. похитил невесту, но, вынужден был вернуть. Отец девушки, что­бы дискредитировать жениха, обвинил его в конокрадстве и подал в суд. Отец П. внес залог за сына и освободил его. С течением времени поэт все-таки женился на Б. Нибовой. Сама девушка отказывала другим, храня верность молодому П., и родители вынуждены были согласиться на этот брак. У П. было 10 детей: Фатима (умерла в дет­стве), Нус, Хани, Мартин, Гид, Бабух, Хор-хан, Абубачир, Даханаго.

Ранние произведения П. тесно связаны с фольклорной поэтической традицией, («Как Бекмурза женился», «Невидимка», «Плач Сосруко», «Плач Нагая»). Уже в ран­нем творчестве поэт остро реагирует на любые формы несправедливости, соци­ального неравенства, дискриминацию лич­ности, как абсолютной ценности. Такая со­циальная направленность творчества П. имела под собой объективные основания: он жил в переломную эпоху, на стыке ве­ков, когда происходили важнейшие собы­тия не только на его родине - в Кабарде, но во всем огромном пространстве Рос­сии. П. стал свидетелем трех революций: 1905 г., Февральской и Октябрьской, четы­рех войн - завершающего этапа русско-кавказской, русско-японской, Первой миро­вой, Гражданской, явился очевидцем Зольского восстания 1913 г. После первого же своего произведения, с трудом вспомнив собственную строфу, П. пришел к необ­ходимости создания адыгского алфавита на основе арабской графики.

Следует различать две стороны твор­чества П.: П.- певец и П.- поэт. Первая - обычная для адыгов песенная форма, со­ставителем и исполнителем которой испо­кон веков был гегуако. П. в первую очередь гегуако - в этой роли он служит фольк­лорной традиции, особенно песенной. Но гегуако, впервые переложивший песню на бумагу - это уже поэт. Таким образом, П. перекинул мост от народного фольклора к национальной литературе, и это явление по важности и величине трудно переоце­нить.

Как опытный гегуако, П. много разъез­жает по «горячим точкам», чтобы быть оче­видцем важных событий. Так появляются его знаменитые песни: «Песнь об Алихане Каширгове», «Песня Залимгери Керефова», «Плач Нагая», «Песнь Максиды», «Озов Мурат», «Плач Сосруко» и др. Песни и, в первую очередь, песни-плачи (гыбза) П. далеко выходят за рамки жизнеописания и восхваления, что типично для такого ро­да песен. В них отражены целые явления, общественная жизнь народа. В гыбзе «Плач Карачая» за убийством юноши, осмелив­шегося жениться на любимой девушке, скрывается система социального насилия. Описанная гибель Нагая («Плач Нагая»), нелепо погибшего от рук пьяного челове­ка, - закономерна или случайна? Озов Му­рат из одноименной песни восстает про­тив деспотизма и попадает в тюрьму. Пос­ле побега он превращается в народного мстителя, представители верхушки его именем пугают детей. В «песне об Алиха­не Каширгове» князь Тембулат убивает ста­рика, несшего обед своему сыну. В защи­ту слабого старика вступает сын, но и он погибает. За всеми этими отдельными тра­гедиями просматривается зримый фон, на котором подобная картина общей народ­ной драмы естественна и органична - по­рочная система, несовершенный социо- и миропорядок.

П. стал свидетелем геноцида адыгско­го народа, его истребления, последующе­го насильственного выселения в Турцию. В этой ситуации П. решает выехать в Турцию, чтобы, вернувшись, рассказать об истинном положении переселенцев, которое многи­ми по незнанию идеализировалось. По возвращении Пачев ходил из села в село, собирал народ и пел ему песни о Турции, о бедственном положении мухаджиров. По свидетельству очевидцев, многие семьи после песен П. передумали переселять­ся в Турцию и остались на Родине.

Русско-Японская война непосредственно коснулась и Кабарды. Это событие нахо­дит отражение в творчестве П., в частно­сти, в песне «Залимгери Керефов и Рус­ско-Японская война». Герой поэмы 3. Ке­рефов восстает против произвола высших армейских чинов, бессмысленности вой­ны. Когда он об этом заявил открыто, его расстреляли.

В творчестве П. нашла яркое отраже­ние революционная тема: в период 1904-1906 гг. появляются такие произведения, как «Князь», «Княгиня», «Мулла», «Заря­жайте ружья», «Старуха», «Песня о Кашир­гове». Эти стихи - политическая реакция поэта на любую форму угнетения, неспра­ведливости. Его поэзия - это призыв к борьбе против насилия, за справедливость. В произведениях этого периода П. до­ступным и образным языком вскрывает ис­тинную суть явлений, чтобы донести прав­ду до любого человека. Образы просты, сюжеты конкретны, но при этом обладают большой обобщающей силой.

П. волновали не только проблемы и беды Кабарды,- он путешествовал по всему Кавказу, вплоть до Азербайджана. В Баку он написал поэму «Шамиль» (ныне утеря­на). «Это целая эпопея из эпохи борьбы с царизмом.... Отдельные куски поэмы со­вершенно исключительны по яркости кар­тины и художественным достоинствам.,.. Когда я читал поэму Пачева..., мне казалось, что она не уступает лучшим извест­ным образцам. Боюсь, что перевести ее на русский язык будет очень трудно: про­падут вся меткость, остроумие, тонкость, все своеобразие кабардинского подлинни­ка». (П. Максимов. Поэты Кабарды и Балкарии...С.  104).

В 1909-1910 гг. Пачев создает большую поэму «Кинжал». Неограниченное самоуп­равство князей, их неумеренная гордыня приводили к вспышкам народного гнева, раздорам, кровавой резне, которая обора­чивалась кровной местью.

В 1910-1913 гг. царская администрация, проводя столыпинскую аграрную политику, передала народные Зольские пастбища в собственность аристократической верхушке. Это вылилось в Зольское восстание и сра­зу получило в творчестве П. живой отклик («Золка»).

При всей своей эмпиричности и просто­те, поэзия П. философична («Первые сло­ва», «Жизнь и смерть», «Старость»). Слож­ный послереволюционный этап отразился в цикле стихов: «Возвращенная Кабарда», «Освобождение», «Наш край», «Эмигранты». О драме человека, не нашедшего своего места в новую эпоху, повествует поэма «Катханов Назир». Горячая надежда на твердые справедливые устои после тяже­лого дореволюционного и революционно­го этапов, Гражданской войны выливается у П. верой в Ленина, Советскую власть.

Свою надежду на вождя он воплотил в про­изведениях: «Мое слово о Москве», «Пес­ня о Ленине», «Ленина сила - морю по­добна», «Ленин живет», «Баксан», «Мир в трауре».

Заметное место в творчестве П. отве­дено сатирическим произведениям. В та­ких стихотворениях, как «Хвастун», «Лице­мер», «Вор», «Болтун» поэт высмеивает весь набор представленных качеств.

Светлым оптимизмом проникнуты про­изведения о новой жизни: «Баксан», «Ка­нал», «Колхоз», «Переселенцы», «Настав­ления», «Мы победим», «Освобождение». Он пишет о возрожденной жизни, преобра­зованиях. В 1935 г. вышла историческая поэма П. «Кабарда». Автор уходит в ретро­спективу становления и развития своей Ро­дины. Поэт воспевает сегодняшний день республики и смотрит с надеждой в буду­щее.

Последние годы П. создал цикл лири­ческих стихов «Моя старушка», «Ста­рость», «Девушка», «Свадебная здрави­ца», в которых пытается определить истин­ные ценности жизни. К ним же примыкает оригинальное стихотворение «Курица». Эйфория по поводу нового строя постепен­но стала затухать - на поверку феодализм и царизм сменились новой диктатурой. При­шедший к власти Б. Калмыков надеялся сделать из П. сугубо пролетарского поэта. Он нанял специального человека, дал ему бричку и велел возить поэта по советским объектам. П. все посмотрел, но не напи­сал ни строчки о новом советском строе. Однажды Б. Калмыков организовал боль­шое собрание для стариков. П. явился туда без приглашения. После выступле­ния Калмыкова он первым взял слово и в поэтической форме принялся критиковать все нынешнее руководство' с Калмыковым во главе. Последний подал знак своим людям, и поэта буквально вынесли с со­брания. Остается загадкой, почему поэта тотчас же не арестовали. Исследователи полагают, что даже в это время был еще силен иммунитет гегуако.

У П. были обширные литературные свя­зи. Поэма «Мое слово о Москве», долгое время считавшаяся утерянной, хранилась у видного абхазского академика С. Н. Джанашиа, друга П. «В гостях у него были Михаил Пришвин и Сергей Бондарин... О замечательном сыне кабардинского наро­да знал и А. М. Горький, который внима­тельно следил за литературным творче­ством П. Горький обязал Ю.Либединского, впервые ехавшего по особому заданию в Кабардино-Балкарию, чтобы тот заехал к Пачеву и тщательно ознакомился с его литературным творчеством». (И. Пшибиев. Жизнь и творчество Бекмурзы Пачева.

У П. осталось большое творческое на­следие - неопубликованные стихи и по­эмы, которые он хранил в небольшом сун­дучке. Его назвали «золотым сундуком». В 1938 г. А. А. Шогенцуков и А. Кешоков, не зная о его существовании, поехали в Нартан, забрали его и поместили в КБНИИ. А. А. Шогенцуков взялся за дешифровку алфавита, его расшифровал, А. Кешоков и А. Дадов были ответственными за лите­ратурную обработку. Вскоре началось Ве­ликая Отечественная война, поэты ушли на фронт. «Золотой сундук» сгорел во вре­мя пожара КБНИИ - погибло 14 тысяч не­напечатанных поэтических строк П.

Соч. : Поэтам. Певец бедняцкого горя. На машины, друзья! Стихи // ДН. 1957. № 6; Тхыгьэ зэхуэхьэсахэр (Собрание сочине­ний). Налшык, 1963; Стихи. Нальчик, 1967; Тхыгъэхэр (Произведения). Налшык, 1996.

Лит.: Теунов X. Народный поэт Кабарды Бекмурза Пачев // УЗ КБНИИ.  1947. Т. 2. С.  177-188; Либединский Ю., Теунов X. Чудесный самородок (Народный поэт Ка­барды Б. Пачев). Нальчик, 1947; Теунов X. Чудесный самородок // Свет с Севера. М., 1956; Бондарин С. Поэт. М., 1956. С.142-147; Пшибиев И. Ранее неопубли­кованные произведения Б. Пачева // УЗ КБНИИ. 1959. Т.16; Он же. Жизнь и твор­чество Б. Пачева. Черкесск, 1962; Султа­нов К. Пачев Бекмурза // Певцы разных на­родов. Махачкала, 1971. С. 226-235; Ли­бединский Ю. Б. Пачев // Современники. Нальчик, 1974; Курашинов Б. Седой орел // Содружество муз. Нальчик, 1982; Кармоков X. Щ1эджащэ (Витязь) // Гъащ1эм и плъыфэхэр (Разноцветие жизни). Нальчик, 1989; Нало 3. Бэчмырзэ и псэ мызагъэр (Неспокойная душа Бекмурзы) //Лъабжьэмрэ щхьэк1эмрэ (Корни и крона). Нальчик, 1991; Пщыбий И. Бэчмырзэ.

Источник: Институт Гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик. Издательский центр "Эльфа". 2003 г. 

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 11489 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0 |

Top left design element
Top right design element