Top left design element Top right design element
Главная Музыка и Видео Галерея Статьи Блог Ссылки Форум Почта Контакты Регистрация Вход
Главная » Статьи » Личности

Темирканов Борис Хатуевич (1937)

Материал взят с сайта kabbalk.ru

Его первое публичное выступление состоялось 1 сентября 1951 года. В республиканском драматическом театре шел праздничный концерт, посвященный З0-летнему юбилею автономии нашей республики. В нем принимали участие мастера искусств и коллективы художественной самодеятельности, а также учащиеся 1-й музыкальной школы города Нальчика. Один за другим на сцену выходят участники концерта. Среди них были и три юных музыканта, которые старательно, с упоением исполнили инструментальную пьесу «Накулен» на народную тему в обработке Т.К. Шейблера. В составе трио были: скрипка — Юрий Темирканов, виолончель — Борис Темирканов, фортепиано — Елена Бареокова. Так начиналась для них жизнь в большой музыке, которая продолжается вот уже несколько десятков лет.

А самым началом знакомства с музыкой для Бориса Темирканова стал 1946 год. Тогда каждый вечер в садике, что расположен на Кабардинской улице, играл духовой оркестр. Завсегдатаями на этих вечерних концертах и на репетициях оркестра были двое мальчишек, братья Борис и Юрий, любившие слушать музыку. На них обратил внимание скрипач Валерий Федорович Дашков, работавший в оркестре и преподававший в музыкальной школе. Он начал приглядываться к ребятам. Увидел, как увлеченно они слушают музыку. И благодаря В. Ф. Дашкову в августе 1946 года братья Темиркановы будут приняты в музыкальную школу.

Бориса определили учиться на виолончели у одного из старейших музыкантов в Нальчике — у Николая Яковлевича Лобач-Жученко, а Юру — на скрипке у Валерия Федоровича Дашкова.

Прошли годы. Окончив музыкальную школу, Борис продолжал учебу во Владикавказе, затем в Саратове, а Юрий — в Ленинграде.

После окончания Саратовской консерватории Борис Хатуевич возвращается в Нальчик, играет на виолончели в оркестре и начинает заниматься дирижированием и композицией.

Во время летних отпусков, когда приезжал уже ставший всемирно известным дирижером его младший брат Юрий Хатуевич, Борис берет у него консультации по дирижированию. Надо сказать, что Юрий поддержал стремление брата, увидев в нем задатки дирижера.

В середине 70-х годов Борис Хатуевич уезжает на стажировку в Ленинград и начинает работать дирижером-стажером в Малом театре оперы и балета. Он дирижирует оркестром при постановке классического балета «Жизель», а потом ему поручают дирижировать балетом Дмитрия Шостаковича «Барышня и хулиган». Через некоторое время Борису Хатуевичу доверили мюзикл современного американского композитора Митчелла «Человек из Ламанчески». Это уже было серьезное доверие, оказанное молодому дирижеру. В этом театре он также дирижирует оперой Глюка «Ифигения».

Год стажировки в Ленинграде очень многое дал Борису Хатуевичу в его художественном становлении. После окончания стажировки ему было предложено остаться в Ленинграде в Малом театре оперы и балета в качестве дирижера, но он отказался, заявив: «Не многовато ли будет в Ленинграде в оперных театрах дирижеров Темиркановых». Тогда в Ленинградском театре оперы и балета (Мариинском) главным дирижером был его младший брат Юрий Хатуевич Темирканов.

В Нальчик Борис Темирканов вернулся с желанием работать в Музыкальном театре и в симфоническом оркестре.

Первое его выступление с симфоническим оркестром прошло 13 апреля 1975 года. Он вышел на свой первый концерт с очень известными и трудными классическими произведениями — 5-й симфонией П.И. Чайковского и 2-м концертом для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Солисткой выступала известная пианистка Тамила Махмудова. Концерт прошел успешно, в приподнятом настроении.

Вскоре в симфонических концертах Бориса Хатуевича стала принимать участие выдающаяся скрипачка Нелли Школьникова. Она играет с оркестром Темирканова концерт для скрипки с оркестром Бетховена, а известный пианист Наум Штаркман солирует с ним в 1-м концерте для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

Бориса Темирканова стали приглашать дирижировать известными симфоническими оркестрами России, Армении, Украины, Ленинграда (С.-Петербурга) и других городов. Его выступление с симфоническим оркестром в г. Горьком (Нижнем Новгороде) с программой из произведений скандинавских композиторов стало событием в культурной жизни старинного русского города. Солистом этого концерта был один из самых известных европейских пианистов Рудольф Керер. Он исполнил концерт для фортепиано с оркестром Грига. Высокую оценку получил дирижер за прекрасную интерпретацию 1-й симфонии классика финской и мировой музыки Яна Сибелиуса.

С каждым годом расширяется география выступлений дирижера Бориса Темирканова. А в его творческом багаже накапливается солидный репертуар нз произведений европейских, русских классиков и современных композиторов. Он играет почти все симфонии Бетховена и Дмитрия Шостаковича. Его любимыми произведениями стали 1-я, 5-я и 7-я симфонии, Сергея Прокофьева.

Со многими крупными сочинениями наши слушатели познакомились благодаря Борису Темирканову. Впервые в Нальчике прозвучали шедевры мировой музыки: одна из вершин в творчестве гениального Вольфганга Амадея Моцарта —«Реквием» и «Реквием» Джузеппе Верди.

Борис Хатуевич внимательно следит за развитием симфонического творчества композиторов Кабардино-Балкарии. В своих концертах он исполнил все крупные сочинения композиторов Мухадина Балова, Хасана Карданова, Джабраила Хаупа, Аслангери Казанова, Владимира Молова, Аслана Даурова, Тамары Блаевой.

Безукоризненный художественый вкус, умение раскрыть содержание исполняемого произведения делают концерты оркестра под управлением Б.X. Темирканова всегда привлекательными для слушателей. К тому же Борис Хатуевич обладает необыкновенно подкупающим артистизмом, сценическим обаянием. Он умеет своим вдохновением зажечь артистов оркестра и достигает единства дирижерского замысла и исполнительских возможностей оркестра. Его авторитет как музыканта очень высок, и этим он всегда дорожит.

Борис Темирканов — яркий и неустанный пропагандист национальной музыки. С программой, составленной из произведений композиторов Кабардино-Балкарии, он со своим оркестром много раз посещал города Черкесск, Майкоп, Карачаевск, Махачкалу, города Кавказских Минеральных Вод. С произведениями наших композиторов он неоднократно выступал в Москве — в Концертном зале «Россия», в Большом зале Союза композиторов и Концертном зале им. Чайковского.

Организаторские способности, строгая самодисциплина Бориса Хатуевича благотворно влияют на весь творческий процесс симфонического оркестра Кабардино-Балкарской государственной филармонии. С приходом в оркестр Бориса Темирканова резко изменилось художественное и творческое настроение коллектива.

Надо сказать, что до прихода в симфонический оркестр Борис Хатуевич плодотворно работал некоторое время в нашем Музыкальном театре. Он вел такие замечательные спектакли, как опера Верди «Травиата», оперетты «Сильва» Кальмана, «Летучая мышь» Штрауса, балет «Бахчисарайский фонтан» Асафьева и другие.

Здесь хотелось отметить и то, что несколько лет тому назад Борис Темирканов был назначен министром культуры Кабардино-Балкарии, и мы видели тогда, что он уже начал влиять на оздоровление и оживление творческого состояния художественных коллективов республики. Работу в министерстве он сочетал с дирижерской деятельностью. Бурный август 1991 года вынудил его вместе с другими министрами уйти в отставку.

Творческая одаренность Бориса Темирканова проявляется еще в одной важной сфере музыкального искусства — в области композиции. О нем можно с полным основанием сказать, что он талантливый композитор. Лирические песни Бориса Хатуевича получили известность и распространение в Кабардино-Балкарии, а его инструментальные сочинения звучат в музыкальных учебных заведениях и на концертных площадках. Более десяти лет тому назад в Москве, в издательстве «Советская музыка», вышла его блестящая токката для виолончели и фортепиано. Борис Темирканов является пионером в области создания произведений для кабардинской гармоники с симфоническим оркестром. Ряд таких сочинений известен слушателям. Они написаны с учетом особенностей звучания гармоники.

Борис Хатуевич Темирканов за заслуги в развитии музыкального искусства награжден орденом Дружбы народов. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный артист Российской Федерации» и «Народный артист Российской Федерации», а за помощь в пропаганде и развитии калмыцкой музыки он удостоен почетного звания «Народный артист Калмыцкой Республики». Он лауреат Государственной премии КБР.

Авторитет Бориса Темирканова как музыканта весьма высок. За последние годы под его музыкальным руководством прошли три северокавказских музыкальных весенних фестиваля. Во время их проведения оркестр под управлением Бориса Темирканова сыграл на концертах около сорока сочинений композиторов республик Северного Кавказа. Все концерты прошли при переполненных слушателями концертных залах.

Борис Темирканов сделал весомый вклад в нашу профессиональную музыку. Безусловно, что еще многие годы он будет радовать нас своим дирижерским искусством и своими новыми музыкальными произведениями.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БОРИСА ХАТУЕВИЧА ТЕМИРКАНОВА

  • Фантазия-экспромт для струнного квартета. 1962 г.
  • Каприччио для симфонического оркестра. 1968 г.
  • Сюита для виолончели с оркестром в трех частях. 1967 г.
  • Токката для виолончели и фортепиано. 1966 г.
  • «Горский танец» — песня для хора с симфоническим оркестром. 1970 г. Сл. Кайсына Кулиева.
  • «Эхо гор» —песня для хора и симфонического оркестра, сл. Бориса Темирканова. 1969 г.
  • Кантата «Триптих эпохи», сл. Инны Кашежевой для двух солистов (меццо-сопрано и бас), чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра. 1982 г.
  • «Лирическая» — песня для сопрано в сопровождении оркестра. Сл. Зубера Тхагазитова. 1970 г.
  • «Шикашдина» — песня для тенора в сопровождении симфонического оркестра. Сл. Мугаза Кештова. 1971 г.
  • «Кабардинский напев» для сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Сл. Психамихова. 1970 г.
  • «Жду тебя» — песня для баса в сопровождении симфонического оркестра на сл. Зубера Тхагазитова. 1971 г.
  • Сюита для симфонического оркестра. 1983 г.
  • Вариации для симфонического оркестра. 1984 г.
  • «Кантата» по поэме Танзили Зумакуловой «Вся моя надежда на тебя» (для меццо-сопрано, баса, хора и чтеца с симфоническим оркестром). 1984 г.
  • Пьесы для симфонического оркестра и национальной гармоники на темы музыки народов Кавказа. 1989 г.

Хавпачев Х.Х.
Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Эльбрус, 1999 г.

Категория: Личности | Добавил: CultureAdmin (06.11.2012)
Просмотров: 3471 | Рейтинг: 0.0 |

Top left design element
Top right design element